?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Наконец-то случилось чудо - закончилась моя учеба, я защитила диплом, 2 июля вручение, ура-ура! Диплом мой был на чудовищно сформулированную тему "Современные направления в искусстве художественного фотонатюрморта и его творческое решение" (это еще ничего, вторым вариантом была "Фотосъемка современного художественного фотонатюрморта и его образное решение", мне не разрешили туда добавить "фотографом при помощи фотокамеры с последующей печатью на фотоматериале" и пришлось брать первую). К сожалению, не учили нас снимать современное, и уж тем более искусство, поэтому мою практическую часть я стыдливо спрячу, а лит-обзор я так долго и старательно собирала, что просто жалко, что никто в итоге единственный человек, который прочитал его целиком и полностью - моя мама и то только с целью поиска ошибок (она подрабатывает корректором). Сразу оговорюсь - текст я не писала сама, дергала умные фразы из разных книг и записей лекций о современной фотографии и приводила их к связному тексту. К сожалению, многое пришлось сократить - было ограничение по объему, а теперь уже не заставить себя доделывать. Получился, как мне кажется, анализ того, как развивалось искусство на примере натюрморта. Для меня это была систематизация безумного объема полученных за три года знаний (до колледжа про историю искусств я не знала ничего, то есть вообще ничего). И уже дойдя до современного искусства на меня вдруг снизошел инсайт почему так, зачем так и как это прекрасно. Чего и вам желаю.

Итого получилось 5 частей:
Введение
Натюрморт в истории искусства
Натюрморт в истории фотографии
Место натюрморта в современном искусстве
Заключение и список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Мир искусства многообразен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство и, в частности, живопись. Когда речь идет об анализе мира, о разложении его на составляющие и о синтезе этих составляющих, жанр натюрморта можно считать замечательной основой для творчества.
В буквальном переводе с французского натюрморт означает «мертвая натура». В немецком и английском языках жанр натюрморта обозначается термином «тихая жизнь».
Натюрморт – жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу. Специальная организация мотива (так называемая постановка) – один из основных компонентов образной системы жанра натюрморта. По сравнению с другими жанрами в натюрморте вырастает значительность малых предметов, выделенных из контекста быта. Специфика жанра определяет повышенное внимание художника (и зрителя) к структуре и деталям, объемам, фактуре поверхности изображения. Цели натюрморта как жанра не сводятся только к точной фиксации предметного мира, хотя эти задачи во многом способствовали формированию натюрморта. Образы нередко отличаются богатством ассоциаций, выражением символики яркой декоративностью и иллюзорной точностью передачи натуры. Изображение вещей в натюрморте имеет самостоятельное художественное значение: художник может создать в натюрморте ёмкий, многослойный образ, обладающий сложным смысловым подтекстом.
Способность этого жанра к обобщению, иносказанию, аллегории, способность обнаруживать тайны, которыми обладают вещи, окружающие чело-века, представляют особый интерес для художника.
В фотографии жанр натюрморта начал складываться сразу с возникновением самой фотографии. Первым снимком Л. Дагера, снятым на дагерротипную пластинку, был натюрморт. К жанру натюрморта можно отнести и некоторые работы двух других изобретателей фотографии – Н. Ньепса и Ф.Тальбота (например, калотипии последнего из альбома «Карандаш природы», 1844). Развитие жанра не сковывали скромные возможности светописи того времени, которые ограничивались низкой чувствительностью фотоматериалов и длительными выдержками. При этом фотохудожники использовали одни и те же традиционные предметы и создавали натюрморт по правилам, принятым в живописи.
Освоение фотографией своих собственных специфических изобразительных средств, отличных от живописи, сказалось и на понимании натюрморта. Расширялся круг предметов и мотивов натюрморта, в него всё больше проникала окружавшая художника повседневная реальность. В сюжетах натюрморта появились элементы других жанров.
Натюрморт нашёл достойное место в творчестве многих представителей мировой фотографии. Используя накопленные находки в области жанра и новые возможности непрерывно развивающейся фотографии, многие со-временные художники часто обращаются к натюрморту.
Формирование в западной культуре с 1990-х современной фотографии (contemporary photography) по-новому трактует и жанр натюрморта. Эстетическая составляющая и демонстрация красоты во всех ее проявлениях не есть больше самоцель, на первый план выходят идеи художника, а фотография теперь средство, медиа.
Концептуальная фотография – это фотография о фотографии, искусство об искусстве. Предмет концептуальной фотографии – сама фотография. Она анализирует не жизнь как таковую, человеческие отношения и прочее, а занята исследованием самой себя: своего собственного языка, своей функции, своей роли, своего восприятия. Концептуальная фотография вмещает больше смыслов, чем традиционная: анализирует саму себя, общество, себя в обществе.
Художники обращаются к мозгу зрителя, а не к глазу, главная задача – заставить задуматься. При этом концептуальная фотография скорее задает вопросы, чем дает ответы. Мысль гораздо важнее визуальной формы выражения, так же как и сам процесс создания произведения признается более важным, нежели конечный результат.
Идея концептуального подхода к фотографии, возможно, сначала маргинализовала жанр натюрморта. Тем не менее благодаря некоторым художникам эта тема обрела новое звучание.

Tags: